Мама предложила мне свой билет на культурное мероприятие в соседний Гомель. Она приболела и сама поехать не смогла. "Куда едешь?"- поинтересовался сын, любитель всевозможных культурно-развлекательных мероприятий. "На балет". "У-у-у", - разочарованно протянул он. На балете он еще не был, и представляется ему, истинному представителю современной попсово-интернетной подростковой аудитории, сие действо несколько устаревшим, а потому скучным. У меня же остались о балете впечатления самые что ни на есть светлые.
В этот раз в огромном, красивом Доме культуры
железнодорожников гастролировал балет Национального академического
Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Вечер одноактных балетов
«Кармина Бурана», «Болеро» оставил море восторга и, конечно, темы для обсуждения на обратную дорогу домой. В автобусе мы живо обсуждали сюжетную линию первого балета (ее там в общем-то и нет: см.ниже) и очень своеобразный и какой-то незаслуженно короткий второй http://belarusopera.by/balet-2958.
Возвышенное действо, умные разговоры. Эти поездки за искусством в соседнее государство как глоток воздуха. Говоришь так о технике исполнения, о чувствах, выражаемых артистами без слов, как будто выпадаешь на несколько часов из реальности с бытовухой, с агрессией, с поклонением деньгам и вещам.
Обязательно в следующий раз возьму с собой сына, чтобы он, с душой еще не заасфальтированной жаждой наживы и потребительства, почувствовал, что есть и другие - настоящие - ценности. И эти царственные минуты осознания себя человеком, с душой, с умом, с любящим сердцем, необходимы каждой личности.
КАРМИНА БУРАНА
Карл Орф
вокально-хореографическое представление в одном действии
Либретто, хореография и постановка – народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь
Валентин Елизарьев
Дирижер-постановщик – народный артист СССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Ярослав Вощак
Валентин Елизарьев
Дирижер-постановщик – народный артист СССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Ярослав Вощак
«Кармина Бурана» — так называется рукописный сборник, составленный около 1300 года и найденный в начале XIX века в одном из монастырей в предгорьях Баварских Альп. Название рукописи дал ее издатель И. А. Шмеллер. «Carmina» с латинского языка значит «песни». «Burana» — название местности, где были найдены рукописи со стихами неизвестных поэтом, крестьян, ремесленников, а также вагантов (то есть «бродяг», «скитальцев», так в средневековье называли странствующих поэтов-школяров). Сборник «Кармина Бурана» впервые был опубликован в 1847 году, в руки Карла Орфа попало уже четвертое издание. Всего в сборнике находилось более 250 стихотворений на самые разные темы, а на первой странице Орф нашел знаменитый рисунок «Колесо Фортуны». Стихотворения в сборнике написаны средневековой латынью. Орф оставил в неприкосновенности оригинальный текст, выбрав 24 стихотворения о любви, о весне, застольные и сатирические песни и несколько гимнических строф. Жанр своего произведения композитор определил как «Светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене». Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других — нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному существованию. Но основным философским стержнем кантаты является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе — Фортуне.
Первое исполнение кантаты «Кармина Бурана» в 1937 году произвело фурор. После премьеры композитор сообщил своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С „Кармина Бурана“ начинается мое собрание сочинений». Кантата «Кармина Бурана», исполнявшаяся на территории бывшего Советского Союза только в концертных вариантах, с постановкой Валентина Елизарьева впервые обрела свою сценическую жизнь. Хореограф создал собственную сюжетную линию балета, из пестрой толпы поэтов-вагантов их подруг, монахов, грешниц крупным планом показав нам образы Поэта, Возлюбленной, Блудницы и Аббата. В грандиозном вокально-хореографическом представлении участвуют солисты и артисты балета, а также солисты оперы и хор театра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий